Историческая поэтика
Программа курса "Средневековый менестрель"
Назад

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МЕНЕСТРЕЛЬ

(Историческая поэтика) Авторский курс Жукова Д.В.

Средневековая литература - явление уникальное хотя бы потому, что знакомит нас с живым средневековым человеком. Грозные замки, величественные соборы, груды рыцарских доспехов - как мало это рассказывает о том, каким был средневековый человек, что он любил, чего боялся, о чем переживал. А ведь во всей истории это, пожалуй, самое интересное. И, наверное, это было бы и невозможно узнать, если бы мы не имели возможности изредка погружаться в безграничный мир средневековой литературы. С ее потемневших страниц смотрит на нас средневековый человек: вот лукаво усмехается вагант, вот печально вздыхает трубадур, вот горят благородством глаза рыцаря…

Каждое произведение - своя человеческая судьба, свой характер. И нельзя говорить о каком-то средневековом стиле, как мы говорим о Ренессансе, барокко, классицизме и т.д. Средневековая литература слишком разнообразна - как и средневековое общество, которое она представляет во всем многообразии. И как средневековое общество, средневековая литература строго иерархизирована и сословна - через отдельные жанры.

Большинство жанров дает нам XIII век - уникальное время расцвета рыцарской литературы (еще) и городской (уже). В этом веке записываются последние героические песни (шансон де жест) и первые фарсы, последние рыцарские романы в стихах и первые крестьянские поэмы, последние стихи трубадуров и первые городские новеллы. Тон во всем задавала, естественно, Франция. Итак…

В программе: -история средневековой литературы;

_KEEP_OUT__-основы литературоведческого анализа;

_KEEP_OUT__-литературные формы и жанры средневековья и их типические черты;

_KEEP_OUT__-литературное творчество в канонах средневековой литературы;

_KEEP_OUT__-организация средневековых литературных дуэлей и вечеров. Упор делается на традициях французской литературы XIII века.

Приложение Здесь вниманию читателя предлагаются образцы литературного творчества, появившиеся в ходе занятий - подражание историческим сочинениям, героическим песням (шансон де жест) и любовной лирике (баллада, кансона, альба).

Книга родов Британии

Чтобы лучше вникнуть в особенности того или иного жанра, мы тренируемся, помещая в соответствующие каноны первые попавшиеся сюжеты. Так после длительного изучения Песни о Роланде появилась на свет эта героическая песнь

Песнь о Мышке

На стыке эпоса и лирики появляется популярный средневековый жанр - баллада: романтический сюжет с сильной эмоциональной окраской заключен в четкую стихотворную форму с песенно-танцевальным припевом; как правило представляет из себя диалог героев.

Сэр Колобок (Баллада)

А вот тот же сюжет, но в виде другого жанра - кансоны. Кансона- самый сложный жанр любовной лирики трубадуров. Главное требование жанра - неповторимая система рифм.

Кансона

В отличие от серенады - вечерней песни - альбой трубадуры называли утреннюю песню расставания. Попробуйте угадать, на какой сюжет написано это подражание?

Альба

На главную
 
Хостинг от uCoz